Дизайн альпийской горки

В этой статье поговорим о выборе дизайна  альпийской горки, о выборе цвета для достижения гармоничного восприятия нашего сада. Дизайн основан на таком неуловимом явлении, которое называют «чувством прекрасного». Несмотря на кажущуюся субъективность, красота подчиняется определенным законам. В ландшафтном дизайне используются в основном элементы, которые действуют через визуальное восприятие, поэтому мы уделим большое внимание зрительному аспекту красоты.

Этапы формирования дизайна альпийской горки

В символической форме психологические образы, возникающие при работе глаз, хорошо представлены в древнем китайском учении фэн-шуй, которое дает очень полезные рекомендации по планировке окружающего ландшафта. Главный принцип фэн-шуй гласит: «То, что мы не видим, на нас не действует». Потому что человеческий организм имеет свои особенности зрительного восприятия. При вертикальном перемещении взгляда работают одни мышцы глаза, а при горизонтальном — другие. Если глаза чрезмерно часто движутся в одном направлении, глазные мышцы устают. Но эту усталость мы чувствуем совершенно иначе: настроение меняется, хотя мышцы глаза не болят.

В восприятии цвета также имеются свои закономерности. Как и при любой физической нагрузке, при восприятии сада у глаз должны быть равномерно задействованы все мышцы и все рецепторы. Линии сада и его цветовое решение должны быть сбалансированы, важно не переутомлять одни зрительные рецепторы и мышцы глаза в ущерб другим. И тогда у зрителя возникнет чувство гармонии. Необходимо приложить усилия, чтобы альпийская горка не выглядела как случайное нагромождение камней и растений, которое плохо вписывается в общую перспективу участка. Для этого необходимо не только знание особенностей растений и используемых материалов, но и знакомство с основными принципами дизайна, и, что немаловажно, интуитивное чувство художественного вкуса. Альпийская горка — динамичная живая картина, меняющая краски в течение сезона. Необходимо заранее продумать, какие растения цветут вместе, какие придут им на смену. В любой момент на альпийской горке должны быть яркие привлекательные пятна.

В альпинарии со временем будут происходить изменения: весной цветут одни растения, а летом и осенью — другие, что-то чрезмерно разрастется, а что-то погибнет. Будет ощущаться дискомфорт, появится стремление что-то пересадить в новое место, заменить какое-то погибшее растение или добавить новое. Создание и поддержание альпийской горки — это длительный и творческий процесс, а установка камней и посадка растений для альпийской горки — всего лишь первый, начальный этап. Очень важно не ошибиться в размещении крупных камней, поскольку это будет в дальнейшем очень сложно исправить. По проекту на объекте, определенном под устройство альпинария, симметрия и асимметрия должны сочетаться в строительстве альпийской горки. Что-то должно быть симметричным, а где-то будет использовано «золотое сечение». При установке камней или посадке растений необходимо временно поместить их на запланированные места и осмотреть с разных точек обзора. И если все окажется так, как было задумано, растения или камни надо будет окончательно прикопать.

Пространственная перспектива как фактор строительства альпийской горки

Самые выигрышные и эффектные детали должны быть видны из точки преимущественного обзора, а еще лучше — из всех возможных точек. Общий принцип перспективы достаточно прост: высокие предметы должны располагаться на заднем плане, а низкие — ближе к месту обзора. Проектом предусмотрена посадка высоких растений на вершине альпийской горки — это скроет растительность за альпинарием и зрительно уменьшит высоту горки.

Планировочные линии альпинария

Так как одна из основных задач создания альпийской горки имитировать естественный ландшафт, необходимо избегать протяженные прямые линии, как в самом альпинарии, так и в его окружении. Планировочные линии в альпинарии делаются плавными, извилистыми, скругленными, без острых углов. Плавный изгиб задержит взгляд, создаст спокойное настроение.

Композиционные линии в альпийской горке

Все линии в цветочной композиции можно разделить на вертикальные, горизонтальные и ниспадающие. Эти линии создаются различными изобразительными средствами. Вертикальные линии образуются отвесно установленными камнями, вертикальными растениями. Горизонтальные линии — покрытые ковровыми растениями участки, можжевельники с горизонтальной формой роста и т.п. Сложнее всего создаются ниспадающие линии. Самая дорогостоящая — искусственный ручей с водопадами, но проектом не предусмотрено создание такого ручья, предлагается устроить ручей с «сухим» потоком из гальки. В альпийской горке вертикальные линии требуется зрительно уравновешивать с горизонтальными и ниспадающими. Линии создаются гармонично с общим силуэтом альпинария. Горизонтальные линии придают стабильность и устойчивость всей композиции. Вертикальные линии создают иллюзию неустойчивости, вызывают чувство тревоги. Их необходимо смягчать. Ниспадающие линии обычно ассоциируются с потоками воды. Ниспадающая линия устраиваемого ручья гармонирует с направленными вверх линиями камней.

Цветовая гармония в альпинарии

В альпийской горке необходимо создать практически непрерывную шкалу переходов цветовых оттенков. Цвета, расположенные друг напротив друга, называются дополнительными. «Утомившись» одним цветом, глаз «требует» дополнительного. Прямое сочетание дополнительных цветов, безусловно, выглядит очень броско, но не всегда уместно. Более изысканны сочетания трех цветов. Например, в партнеры к темно-желтому подходит розоватый и сиренево-голубой. Уравновешивание желтого происходит не одним цветом, а двумя близкими оттенками. Желтый и оранжевый цвета приближают объект к зрителю, синий — удаляет его. Посаженные далеко синий или голубые цветы остаются незамеченными. Теплые цвета зрительно приближают предметы, сокращают расстояние, а холодные — увеличивают «глубину» цветочной композиции. Стандартное правило состоит в том, чтобы теплые тона размещать на переднем плане, а холодные на некотором отдалении. Но так как предполагаемая площадь под устройство альпийской горки невелика, то этим законом можно пренебречь.

Доминанта в альпийской горке

Доминанта — это господствующий декоративный элемент, а все остальные элементы призваны подчеркивать его. В роли композиционной доминанты в альпийской горке могут выступать как эффектные растения, так и камни, ручей, но использование растений или камня более традиционно. Все линии и цветовые пятна должны подчеркивать композиционную доминанту, она должна быть видна по возможности из всех точек обзора. Доминанта придает завершенность любой композиции, позволяет воспринять созданный ландшафт как единое целое.

Нюанс в альпинарии

Это едва уловимый переход — позволяющий спрятать какие-то детали. В тоже время нюанс придает разнообразие однородной на первый взгляд композиции. Так используется нюанс цвета, подбирая близкие по расцветке сорта одного и того же растения. Нюанс обычно применяют для тесно соседствующих деталей, чтобы их можно было легко сравнивать друг с другом.

Устройство альпийской горки с учетом сезонов года

Самая трудная задача при устройстве альпийской горки — представить заранее, как он будет выглядеть в разные сезоны года. Растения можно разделить на две большие группы: декоративностабильные и декоративнолабильные. Декоративностабильные растения сохраняют привлекательность в течение всего сезона. У них достаточно красивы форма и цвет листьев. Много проблем возникает при использовании на альпийской горке декоративно лабильных растений, которые хороши только во время цветения, затем листья отмирают или образуются малопривлекательные сухие плоды. Декоративнолабильные растения можно посадить за грядой камней так, чтобы во время цветения они были видны, а при отмирании их скрывали камни. Планировать альпинарий необходимо по месяцам, зная примерные сроки цветения. Учитывая эти требования, альпийская горка, в любое время года будет привлекательной и в меру красочной.

Роль контраста при создании альпийской горки

Контраст издавна применяется дизайнерами для того, чтобы с помощью одного элемента подчеркнуть своеобразие другого. Принцип контраста необходим и для других изобразительных средств. Контраст в размерах подчеркивает крупную деталь. Одно крупное растение окруженное низкорослыми соседями, выглядит более эффектно. Карликовые растения зрительно увеличивают альпинарий. Ошибкой при устройстве альпийской горки является посадка крупных растении около камней или использование быстро разрастающихся почвопокровных растений. Камни будут скрыты листвой, а это недостаток для альпинария. Непосредственное соседство с крупными растениями возможно только в том случае, если растение никогда не сможет закрыть каменную глыбу. В отношении растений, контраст применяется по форме. Виды с цельными и расчлененными листьями хорошо смотрятся на фоне друг друга. При устройстве альпийской горки необходимо выделять тот признак, из-за которого декоративные элементы воспринимаются как контрастные.

Стиль альпинария

В саду камней наиболее выразительны лаконичные композиции. Выбрать дизайн альпийской горки необходимо заранее. Нельзя перегружать альпийскую горку разнопородными элементами. Керамическая ваза вряд ли будет сочетаться с бревенчатой подпорной стенкой или с китайским фонариком. Поэтому нельзя объединять все детали в вашем альпийском саду — достаточно будет одной или двух. Сама альпийская горка должна вписываться в общий дизайн участка. Так как часть участка, где расположено предполагаемое место под устройство альпийской горки не принадлежит определенному стилю, поэтому устройство альпинария будет здесь вполне уместным.

 
Статья прочитана 134 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Дизайн альпийской горки"

Войти, чтобы написать отзыв.

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами