, Флористика в традициях европейской культуры - Цветочная планета


Флористика в традициях европейской культуры

 Флористика и ее развитие.

Флористика и интерес к ней в европейской культуре датируется Средневековьем. Флористика этого периода — это цветы и травы, их устанавливали в простые медные, латунные или оловянные емкости, имеющие форму вазы, кувшина или молочника. Употребляли  так же керамические кувшины простой формы, с одним или тремя углублениями, облегчающими выливание воды.

Часто использовали такие аптекарские сосуды, как стеклянные банки для мази или круглые емкости, называемые албарелло. Цветы, предназначенные для флористических целей, вначале выращивали только в монастырских садах. В этих садах, называемых «раем Марии», возделывали цветочные растения, используемые для украшения алтарей в костелах. Высаживались в них в основном лилии и розы.

 

  • Флористика и развитие малых садов

Постепенно повышалось количество видов возделываемых цветочных растений. Появились ирисы, пионы, маки, аквилегии, рябчики, ландыши, символизирующие слезы Марии. Вербаскум сравнивали с алтарной свечой.  Известен был тысячелистник, называемый травой святого Иосифа, покровителя столяров. Со временем появились регулярные малые светские сады. Найти в них можно было гвоздику, душистую лаванду, незабудку, плющ, самшит, фиалку, мак, жасмин, однако чаще остальных в средневековых садах встречались роза и лилия.

  • Развитие флористики в эпоху ренессанса

Искусство раннего Средневековья изображало их как растения, наиболее почитаемые в качестве украшения. Первые средневековые цветочные композиции появились в начале XIV века. Картины этого периода показывают цветы, помещенные в емкости таким образом, чтобы наиболее высокие, например лилия, занимали левую заднюю часть емкости, мелкие цветы и травянистый материал располагали на краю композиции. На картинах эпохи Ренессанса появляются все чаще растения дико растущие – клевер, земляника, лилия саранка, примула, одуванчик, маргаритка, крестовник.

Одновременно возникают большие дворцовые сады, в которых увеличился постоянный набор цветочных растений. Флористические композиции, которыми украшали жилища, принимают другой характер и стиль. Свидетельствуют об этом картины того периода, а также кувшины и другие емкости, используемые для аранжировки цветов, изготовленные преимущественно из керамики.

Появились также первые вазоны из стекла с простыми линиями, скромные и элегантные. Цветы размещали в них одиночно или по несколько штук в виде скромного, но изысканного букета, характерного для эпохи Возрождения. Искусство этого периода обращалось к античному искусству, в котором большую роль играли пространство, цвет, игра света и тени, линейная перспектива и пропорции, для которых эталоном служило человеческое тело.

Отражалось это также в установке композиций из растений. Наиболее высокие растения в флористике того периода двукратно превышали емкость, в которую их помещали. Группировали их в самой середине симметричной емкости. Симметрия вазона и способ установки наиболее высоких цветов предопределяли симметричность всей композиции в флористике того времени. Главные, как правило, наиболее крупные цветы располагали в центре композиции. Мелкие цветы ее дополняли. Устанавливали их свободно, просторно. Растения не заслоняли ни края вазона, ни его ручек, а центр композиции находился на половине расстояния между наиболее высокими цветами и краем емкости.

Для флористики ренессанса характерны такие растительные мотивы, как гирлянды цветов и овощей, служащие декоративными орнаментами рам картин, предметов домашнего обихода, деталей оформления фасадов домов. На узорчатых тканях ренессанса преобладали так же растительные орнаменты. Примером могут быть известные вавельские гобелены.

Много растений в то время было привезено из походов в Азию. Появились в Европе цитрусовые деревья, миндаль, гранат, кедр, мирт, маслина, из цветов – разноцветные анемоны.

В XVI веке появился в Западной Европе первый тюльпан, привезенный из Турции австрийским послом. В Польше того времени главная роль отводилась полевым цветам или лекарственным и некоторым травам. С удовольствием выращивали также лилии, розы и фиалки.

  • Флористика и стиль барокко

Барокко принесло смену формы, характерной чертой которой стала нерегулярность. Благодаря этому стиль флористики барокко был динамичным. К композициям из растений добавляли разные детали: мотыльки и другие насекомые, раковины, ящерицы, птицы и их гнезда, а также вырезанные из дерева различные фигурки.

Часто эти композиции были увеличены с помощью зеркального отражения. На картинах фламандских художников этих времен встречаются цветы чаще всего с широкими лепестками: анемон, мальва, пион, мак, ирис, лилия, или растения, отличающиеся интенсивными красками и украшенные листьями: канна, наперстянка. Богатство растений, их цвета, изогнутость линий и бархатистая структура лепестков делали композиции очень декоративными.

Эти богатые букеты помещали в массивные тяжелые вазоны. Это были урны из металла или камня, грубые округлые флаконы из фарфора и стекла, а иногда корзины. Ставились они на столах в коридорах, нишах или на каменных плитах, выступающих из стен больших домов фламандской знати или зажиточных купцов, торгующих с Индией или Дальним Востоком. Именно отсюда попали в Голландию прекрасные образцы восточного фарфора, которыми славилась мануфактура в Дельфте.

В Европе стали появляться все чаще и чаще экзотические растения, которые скрещивали с местными растениями и получали новые сорта и гибриды.

В XVII веке Нидерланды стали второй родиной тюльпанов. Из этих цветов флористы составляли богатые букеты в художественно исполненных емкостях. В позолоченных серебряных вазах устанавливались также розы, пионы, флоксы, лилии, георгины и мальвы. Из них флористы составляли симметричные, вычурные букеты в форме овала, требующие большого количества цветов. В главную часть композиции ставились высокие цветы, в центре группировались наиболее крупные цветы, а мелкие – по периферии. В самой середине цветы были густо расположены, в нижней части мелкие цветы преобладали, как бы свисая по бокам и иногда слегка закрывая емкость и ее ручки. Все композиции были выдержаны в ясных светлых тонах. Излюбленным сочетанием красок в флористике того времени было соединение красного, розового и белого.

 

  • Влияние стиля рококо на флористику

Во время царствования Людовика XV(1720-1774) во Франции барокко вступил в свою последнюю форму – рококо. Букет «рококо» характеризовался роскошью, линии его стали плавными, мягкими, а все вместе приобрело изысканную легкость. Использовались тонкие легкие емкости, сделанные из хрустального стекла, тонкого фарфора или алебастра. Изменилась их форма.

Излюбленными стали партеры разной величины и конструкции, а также чарки и вазы с китайскими узорами. Интерьеры украшались канделябрами, многочисленными зеркалами, мелкими фигурками из фарфора.

В флористических композициях ценились цветы с тонкими лепестками, часто с изрезанными краями, очень изысканных оттенков, чаще всего холодных голубых тонов в сочетании с большим количеством желтых оттенков. Модными и излюбленными цветами эпохи рококо были полумахровые пионы, мелкие маки, кобея.

  • Флористика при неоклассицизме

На переломе XVIII и XIX веков стиль рококо, отличающийся красотой изогнутых линий и асимметричностью, сменился классической симметрией и простыми линиями. Открытие Помпеи и ее классической красоты возбудили снова интерес к древним формам.

Неоклассицизм появился на основе предметов греческой и римской культуры. Он разделился на 2 периода: ранний неоклассицизм эпохи царствования Людовика XVI и Марии Антуанетты (1774-1793), характеризуется элегантностью, изысканным вкусом и классической простотой форм, а также стиль ампир царствования Наполеона (1800-1815). На картинах той эпохи флористика уступает место символам власти.

В период раннего неоклассицизма в качестве емкостей для цветов использовались серебряные урны, а аранжировка растений характеризовалась симметрией. В период позднего неоклассицизма фаворитом была роза – королева цветов, которая сочеталась в букете с листьями, колосьями пшеницы и лилиями. Появились также нарциссы. Стали использоваться в флористике и консервированные цветы и листья.

Излюбленными колерами были – зеленый, розовый и королевский пурпурный как фон для золота, а также краски небесные и красные. С цветами соединялись плоды граната, айвы, винограда, инжира. Все это размещалось в рюмках, аналоги которых встречались среди предметов греческой и римской культуры, в алебастровых урнах, фарфоровых патерах, рогах или бронзовых вазах с золотым орнаментом или этрусскими узорами. Для аранжировок характерна симметрия, заключенная в треугольнике. Цветы были крепко посажены в вазу, часто совсем без листьев. Такое нагромождение цветов было помпезно и тяжело.

 

  • Флористика в эпоху стиля бидермейер

С концом наполеоновской эпохи появился новый стиль, господствовавший главным образом в Австрии и Германии – бидермейер (1815-1848). В противовес стилю неоклассицизма он характеризуется склонностью к удобству, светлым краскам, многочисленным безделушкам и драпировкам.

От этой эпохи ведет свое происхождение популярный до сих пор тип свадебного букета, называемого букет бидермейер. Он небольшой и складывается из ровно обрезанных маленьких розочек или ландышей, собранных головка к головке, окруженных кругом из тесьмы, тюля или папиросной бумаги и крепко связанных лентой. Этот букет предназначен для того, чтобы его держать в руке, часто засушивается на память.

Для его исполнения необходима крепкая проволока, которая сплетает поодиночке цветы и даже лепестки связывает в симметричную целостность, наподобие головки распустившейся розы. Другая форма этого букета была сделана из разных цветов, уложенных слоями различных колеров. Укреплялся такой букет на пирамидку как бы посаженную на круг. Букеты бидермейер вначале собирали в плоской форме, напоминающей тарелку, а в середине века, с дальнейшим развитием флористики получила развитие форма проволочных букетов, в  которых цветы были посажены на подкладку из листьев. Все эти букеты были небольшие и характеризовались плотной укладкой цветочных головок.

 

  • Флористика. Макартовский букет

На смену пышным и тяжелым букетам бидермейер пришел макартовский букет, названный так по имени своего создателя, художника Ганса Макарта. На его картинах цветы установлены свободно, имеют свою натуральную форму, между ними появилось пространство и воздух. При этом следует отметить, что макартовский букет хотя и имел более свободное расположение цветов, но перегруженный крупными листьями, тяжелыми соцветиями, плодами (виноград, злаковые) и даже павлиньими перьями был довольно нелегким.

  • Флористика и развитие модерна

Конец XIX и начало XX веков характеризуется обращением к стилизации, вычурным формам, кривым и ненатуральным линиям. Стиль этот назывался модерн. Проявился он в украшении интерьера, архитектуре и мебели, а также в букетах и вазонах.

Стиль модерн подарил любителям цветов асимметричный букет с небольшим количеством цветов, у которых изящество, изогнутость стебля стали желательным не менее, чем красота цветов. Популярными стали выгнутые формы лилии водяной, маков и подсолнечников. Употреблялись вазоны из стекла и фарфора постельных тонов, переливающиеся, покрытые орнаментами темных оттенков, часто с нарисованными стилизованными модными цветами. Немецкий модерн был тяжелым и зачастую гротесково неестественным, а точные аранжировки – перегруженными.

Встречались, например, букеты из подсолнечника в вазонах с нарисованными на них стилизованными подсолнечниками. В тоже время французские изделия из стекла Галле, несмотря на стилизацию, были очень изысканными. Набор цветов в букетах модерн был исключительно богатым. Доминировали цветы лугов, полей и лесов, редко использовались культурные сорта — такой была флористика прошлых лет.


 
Статья прочитана 108 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Флористика в традициях европейской культуры"

Войти, чтобы написать отзыв.